К какой конфессии относится Армянская Церковь?

Вопрос читательницы и мой ответ на одном из армянских сайтов российской диаспоры:
_______________________________

Здравствуйте. Известно, что в христианстве существует три конфессии - Православие, Католицизм и Протестантизм. К какой же из этих конфессий относится Армянская Апостольская Церковь? Армяне не протестанты, это точно, но и не православные. Русские говорят, что ААЦ не православная. Может быть мы католики? Ведь у нас есть католикос.

Елена.


Елена, деление христианства на три конфессии весьма условно. Различных течений в христианстве гораздо больше и их количество прямо зависит от того, что и как считать. К примеру, существует множество неопротестантских и псевдопротестантских деноминаций и сект, которые сами себя относят к Протестантизму, что на самом деле не так. Протестантские Церкви - это вполне себе традиционные, национально-государственные Церкви, сформировавшиеся в эпоху Реформации с отделением от Римо-католической Церкви. К этим Церквям относятся Лютеранская, Англиканская и Реформатская Церкви. А нео и псевдопротестантские течения и группы, начиная от баптистов и заканчивая харизматами с адвентистами, лишь мимикрируют под Протестантизм, что отвергается прежде всего самими настоящими Протестантскими Церквями. Тем не менее, по известной Вам трехчастной схеме все они скопом относятся к Протестантизму.

Если придерживаться именно этой общепринятой трехчастной схемы, то Армянская Церковь, безусловно, относится к Православным Церквям. Однако, следует учитывать, что среди русских Православием почитается только их, полученная от Византии греческая церковная традиция. Именно поэтому греко-православные не считают Православными Церквями поместные Церкви других древних восточных традиций. А между тем существуют поместные Православные Церкви древних восточных народов, которые имеют каждый свою уникальную церковную традицию. К этой группе Церквей относятся Сирийская, Индо-малабарская, Коптская, Эфиопская, Эритрейская Православные Церкви, а также и Армянская Апостольская Церковь. Армянская Церковь единственная в этой группе, которая не использует слово Православная в своем официальном самоназвании, тем не менее, она именно Православная. Просто нужно иметь в виду, что это не греко-византийское Православие, и что греки с русскими и другими их духовными последователями не могут монополизировать это понятие. 

Таким образом, если условно объединить все эти Церкви в одну конфессию, то окажется, что Православие в трехчастной схеме само делится на две группы - Православные Церкви византийской традиции (к которым относится Русская Церковь) и Православные Церкви древних восточных традиций (к которым относится Армянская Церковь). При этом, важно помнить, что все Древневосточные Православные Церкви самобытны и каждая имеет свой уникальный обряд и свое богословие, а потому объединение их в одну группу также условно. Их вполне можно было бы отнести каждую к отдельной конфессии, как, например, представляет собой отдельную Католическую конфессию Римская Церковь.

***

Что касается слова католикос, то оно, будучи однокоренным слову Католичество, не имеет никакого отношения к самому этому понятию. Греческое слово "катhоликос" обозначает "всеобщий", и в контексте вашего вопроса указывает на духовную степень верховного патриарха всей поместной Церкви, как всеобщего епископоначальника. Духовная степень католикоса есть практически во всех восточных Церквях, а не только в Армянской. 

Название же Католическая Церковь происходит от того, что Римская Церковь объединив в себе множество народов, претендует на статус "Всеобщей", т.е. "Единой Вселенской" Церкви, от которой все остальные "отделились". Именно такая претензия создает католическое учение о том, что папа римский является главой всех христиан в мире и наместником Бога на земле. Естественно, такая претензия римо-католиков отвергается всеми другими историческими Церквями. К той же Католической Церкви под управлением папы римского, относятся и формально автономные, т.н. "Восточно-католические церкви", представляющие собой общины восточных народов, некогда отделившиеся от поместных восточных Православных Церквей. Общины отделившиеся от Греко-православных Церквей, именуются "Греко-католическими Церквями", и среди таковых нам более всего известна Украинская греко-католическая Церковь. Но есть и Сиро-католическая Церковь, Копто-католическая и т.д... 

Не избежали католического прозелитизма и армяне. В 18-ом веке на основе некоторого количества принявших католицизм армян, была создана т.н. Армяно-католическая Церковь, которая с незначительным числом последователей присутствует по всему Ближнему Востоку и даже в Армении, и по своему обряду и традициям практически ничем не отличается от настоящей Армянской Апостольской Церкви. Но это лишь мимикрия. Отличаются армяно-католики от верующих ААЦ тем, что подчиняются не католикосу всех армян, а папе римскому, и, соответственно, исповедуют учение Католической Церкви.

Однако! Как не может греко-византийская конфессия монополизировать себе понятие Православие, так и Римская Церковь не может монополизировать понятия Католичество (Кафоличество). Буквально все Церкви ортодоксальных исторических традиций считают себя частью Единой Кафолической, т.н. Всеобщей Церкви. В этом смысле и Русская Церковь считает себя частью Кафолической Церкви, и Армянская Церковь так же.