Священник Месроп Арамян о том, что есть Православие и кто православный

Фрагмент интервью в журнале "Анив". Это уже довольно таки старый материал, но вот счел его актуальным для русскоязычных армян диаспоры и сегодня. Отец Месроп здесь говорит важные вещи, но, к сожалению, кое что он все же сказал не то по поводу своего отношения к проблеме. Есть проблемы и с самим интервьюером. Конкретные фрагменты я выделю звездочкой (*) и в виде сноски в конце прокомментирую.
__________


о. Месроп Арамян о Православии


Интервьюер Карен Агекян.

К. А.: В нашем журнале уже обсуждалась важная тема, хотелось бы услышать и Ваше мнение. Правильно ли называть ААЦ «православной», говоря о ней на русском языке? Дело в том, что слово ուղղափառ, которое присутствует в самоназвании нашей Церкви, переводится буквально как «православная» и точно характеризует ААЦ и ее учение. Но в России в это слово вкладывается другой смысл, здесь так именуются Русская Церковь и родственные ей Церкви с иной, чем ААЦ, догматикой. Правильно переводя ուղղափառ как «православная», мы тем самым фактически способствуем путанице представлений в армянской диаспоре. Подавляющее большинство армян в России поймут это так, что между ААЦ и РПЦ нет никаких различий, кроме того, что в одной Церкви службы ведутся на древнеармянском языке, а в другой – на старославянском. Результат может быть двояким. Либо неожиданно для себя они услышат от православного священника, что армяне – еретики-монофизиты и должны перекрещиваться. Либо они привыкают посещать ближайшую православную церковь, теряя потребность в армянской церкви, что ускоряет процесс ассимиляции*.

о. Месроп Арамян: Да, путаница есть. Иногда возникает спор, когда армяне сами могут доказывать, что они не православные. Это создает абсурдную ситуацию – человек фактически сам утверждает, что его вера не истинна. Православные в России не считают армян православными. То же самое отражено в нашей богословской традиции – мы признаем православие только пяти восточных церквей – нашей, Коптской, Эфиопской, Сирийской, Индийско-Малабарской. Халкидонские Церкви, с точки зрения вероучения ААЦ, не считаются православными. В нашей богословской литературе они именуются просто Греческая Церковь, Римская Церковь, Русская Церковь и т.п. Правда, и нашу Церковь мы можем тоже коротко называть Армянской.

Здесь встает вопрос, как человеку сохранить себя в диаспоре. Прежде чем иметь какое-то отношение к чужому, ты должен знать свое – в противном случае ничего хорошего не получится. Ты должен четко знать, почему ты православный (ուղղափառ), как армяне остались верными апостольской традиции, должен знать историю своей Церкви. Например, тебя называют монофизитом – нелепое определение. Если православного в России назвать в ответ дуофизитом, он оскорбится**. Так же и мы должны оскорбляться, когда нас называют монофизитами, то есть еретиками-сектантами***.

Мне рассказывали, как кто-то из Эчмиадзина поехал учиться в Духовную академию в Загорске и когда преподаватель стал рассказывать, что армяне еретики, монофизиты-евтихиане, он поднял руку, попросил слова и сказал, что наша Армянская Церковь еще в древности предала Евтихия анафеме. Преподаватель был изумлен – ведь их богословская литература полна самых разных нелепостей об армянах. В течение веков они сами говорили и сами себя слушали. В русской церковной действительности, к сожалению, еще властвуют клеветнические измышления, унаследованные чуть ли не с пятого века. Чтобы судить о Восточных Православных Церквях, надо для начала знать их языки. Восточные люди всегда знали несколько языков и понимали, что говорит грек, что говорит католик, в позднейшее время – что говорит русский. А вот русские очень мало знали и знают о традициях Восточных Православных Церквей, в этой ситуации в их богословской литературе любая клевета постепенно превращалась в норму.

На самом деле Армянская Апостольская Церковь, конечно же, не имеет ничего общего с монофизитством. Даже в том смысле, в каком русские понимают православие, мы тоже не имеем никакого отношения к ересям, потому что не подпадаем ни под какое определение, мы для них просто неизвестный исповедальный субъект. К 1700-летию принятия Арменией христианства я подготовил «Расширенное изложение армянского вероисповедания» на четырех языках – армянском, английском, французском и русском. В основном оно посвящено христологии – от себя я не писал ничего, все было изложено по принципу сопоставления точных изречений отцов нашей Церкви. Я поместил эту работу на сайте радиостанции «Вэм» (http://vem.am/), послал многим священнослужителям, в том числе в Россию, попросив указать, где именно можно обнаружить ересь нашего исповедания. И до сих пор не получил ни одного указания на ересь. Я составлял этот текст именно для того, чтобы они прочитали и устыдились. Ведь очень часто русский священнослужитель, который обвиняет нашу Церковь в монофизитской ереси, совершенно не имеет понятия об исповедании ААЦ, а порой не может полноценно раскрыть и свое исповедание.

Существует правило – когда нет знания, ты скатываешься к фанатизму. Духовным фанатизмом хочешь скрыть свое незнание. И этот фанатизм очень присущ Церкви в России. Там достаточно много просвещенных людей, однако русская церковная среда не открыта к пониманию других, и я вижу здесь в первую очередь недостаток любви. Знаете, сколько я наслышался этих слов в их монастырях: «еретики-армяне», «монофизиты». Своими оскорблениями моей нации, моего прошлого, моей истории они вынудили меня сразу по приезду в Армению отправиться в Матенадаран, чтобы изучать наше наследие. И чем больше я изучал это наследие, тем больше гордился тем, что я сын этого народа, сохранившего столь чистой и непорочной апостольскую веру.

Конечно, Церкви имеют свое официальное название, и в официальных взаимоотношениях мы их называем так, как они сами себя именуют. Но, сознавая все различия между нами и православными-халкидонитами, нельзя уклоняться от утверждений о том, что у нас православная, иначе говоря, правильная, истинная вера. Просто нужно отдавать себе отчет в различиях между нашим пониманием православия и его пониманием греками, русскими и т.д. По поводу этих различий сегодня ведется серьезный диалог – в конце концов, мы живем в XXI веке и можем обсуждать любые вопросы. Уже и там появляются люди, которые осознают, что без изучения первоисточников нельзя судить о богословии другой Церкви. Здесь мы сами имеем достаточно большие пробелы, нужно было самим подготовить на русский язык переводы наших богословских текстов. Это наша доля вины в существовании и процветании давней клеветы. Существуют монументальные труды, ознакомившись с ними, многие пересмотрят свои представления об Армянской Апостольской Церкви****. Но мы до сих пор не смогли достойно преподнести другим свое достояние. Сегодня для этого достаточно возможностей. Тем более что у нас есть много друзей и сочувствующих во всех странах, среди всех народов. 

__________

* Либо они привыкают посещать ближайшую православную церковь, теряя потребность в армянской церкви, что ускоряет процесс ассимиляции.

К сожалению, журнал Анив, как и его главный редактор Карен Агекян проповедуют националистические идеи, а потому вопрос интервьюера исходит не из переживаний об Армянской Церкви, но из боязни физической ассимиляции российских армян среди русских. На самом деле посещение армянами диаспоры русских приходов в отсутствие в их населенных пунктах приходов армянских не может привести к ассимиляции. К ассимиляции приводят совершенно иные причины, прежде всего культурный отрыв от армянства. Если армянин становится членом прихода РПЦ при наличии в его городе прихода ААЦ, то тут причина не в том, что он перепутал "православие", а потому что он культурно уже оторван от всего армянского. Ему просто ближе все русское. Тут главное в том, чтоб он не стал ренегатом, усвоив от "православных" антиармянские бредни и сам не стал их распространителем. Такие "армяне", к сожалению, есть. Хотя и не так уж много. 


** Если православного в России назвать в ответ дуофизитом, он оскорбится.

Под "дуофизитом" отец Месроп подразумевает "диофизита", что в принципе и так можно озвучить. Но он не прав в том смысле, что верующий РПЦ оскорбится на "диофизита". Напротив, русский согласится с тем, что он диофизит, и скорее оскорбится, если ему сказать, что он не диофизит. Для него быть диофизитом - то же самое, что быть православным.


*** Так же и мы должны оскорбляться, когда нас называют монофизитами, то есть еретиками-сектантами.

Я так думаю, что оскорбляться мы не должны, потому что "обижники" нигде не в почете. Перефразируя русскую поговорку - на оскорбленных воду возят. Мы не оскорбляться должны, а должны ставить на место лжецов и просвещать невежд.


**** нужно было самим подготовить на русский язык переводы наших богословских текстов. Это наша доля вины в существовании и процветании давней клеветы. Существуют монументальные труды, ознакомившись с ними, многие пересмотрят свои представления об Армянской Апостольской Церкви.

Я не думаю, что клеветники пересмотрят свои представления, прочитав некие монументальные труды. Они их вообще читать не будут. Такими трудами могут заинтересоваться разве что люди благосклонно расположенные к Армянской Церкви, дабы пополнить знания и удовлетворить свой интерес к учению и без того уважаемой ими Церкви Армении. А с клеветниками нужно бороться совсем не так. Против клеветников нужно писать современные острые статьи, где их ложь изобличалась бы, а они сами позорились бы за тупость и невежество. Никто не хочет выглядеть лживым идиотом, а потому даже самый упертый злопыхатель угомонится, получив достойную отповедь. Впрочем, есть среди "православных" и откровенно сумасшедшие, т.е. клинически не здравые, которым хоть кол на голове теши. Им ничто не поможет. Но таких не так уж и много.