Кто, согласно армянской традиции, является армянином?

   Gevorg Virats

(фрагмент по сути темы)

... все возможные мнения: «армянином является любой, кто считает себя армянином»(«ассирийская» модель), «армянином является тот, кто рожден в Армении или связан с ней узами гражданства» («турецкая» модель), «армянином является тот, кто принадлежит Армянской Церкви» — («сербская» модель), «армянин — тот, кто говорит на армянском языке и принадлежит армянской культуре» («русская» модель).

Что же говорит по этому поводу непосредственно армянская традиция?

Во-первых, согласно армянской традиции, армянином является тот, у кого хотя бы один из родителей армянин. Такой человек является армянином по рождению, исходя из того, что он, посредством одного из родителей, является неотделимой частью армянского народа, и его душа является неотделимой от общей армянской души. Этот принцип отражен как в средневековом (судебник Мхитара Гоша), так и в современном армянском законодательстве — согласно действующему закону Армении, правом на гражданство Армении обладает любой человек, хотя бы один из родителей которого является армянином.

Во-вторых, армянин, который переходит в чуждую национальную религию, перестает быть армянином, и присоединяется к другому народу. И если армяне, насильственно обращенные в римский католицизм, ислам, или византийское православие, армянами признаются, то армяне, добровольно перешедшие в эти религиозные конфессии, в качестве армян умирают, и по ним, несмотря на то, что они физически оставались живы, в армянских семьях исторически служили панихиду. При этом, нео-язычество армянина, его атеизм, его переход в армянский католицизм, или же его переход в любую из чуждых протестантских деноминаций, которые, тем не менее, не запрещают ему свободно выражать его армянскую идентичность и лояльность, хоть и являются явлениями крайне нежелательными, но не являются причиной духовной смерти армянина. Такие люди продолжают считаться армянами, так как данное их действие не расценивается в качестве присоединения к другому народу, но лишь как изменение мнения, которое, хоть и может противоречить армянской традиции, но ни в коей мере не является отречением от армянской сущности человека. Этот вывод основан на мнении Св. Ованнеса Воротнеци и Св. Григора Татеваци, которые, будучи яростными критиками унии армян с католиками, тем не менее признавали «перешедших» армянами, и выразили мнение против отлучения их от Армянской Церкви. Впоследствии это мнение стало в армянской традиции главенствующим фактором, определяющим принадлежность к армянскому народу.

Таким образом, армянская идентичность, с армянской точки зрения, является продуктом синтеза двух начал — физического происхождения армянского народа, со всем, что включает это понятие, и духовного естества армянского народа, выраженного в уникальной армянской духовной традиции.