Матах

Эту статью про матах я написал много лет назад, для одной, успешно прекратившей свое существование электронной энциклопедии. Тогда же я писал и для Википедии. Но как известно, Википедия - это проходной двор, где статьи правят все, кому не лень, а потому там статья про матах хоть и содержит данную мной когда-то информацию, но в целом выглядит она коряво. Благо, моя оригинальная статья сохранилась у меня в ЖЖ. 

Поводом же выставить ее здесь на Маштоц-ру стало сегодняшнее общение с одним человеком, из чего я понял, что мало кто читает Википедию, и не только русские, но и российские армяне не знают, что такое матах, для чего он нужен и как проводится. Вот что он написал в ФейсБуке:

"Был у меня случай. Я служил в одном из храмов подмосковья, к нам пришли армяне с ягнёнком и попросили священника благословить заколоть ягнёнка во дворе храма, со стороны Алтаря. Причём им нужно было, чтобы кровь брызнула на стену. Я совершенно оторопел от этой просьбы. Они долго разговаривали, потом как то быстро ушли и я их больше не видел. Только следы крови ягнёнка на белоснежной стене. Я долго размышлял - зачем? Зачем Ветхозаветное жертвоприношение христианам, когда Единую Жертву Принёс Христос? Мне кажется, я понял. У них уже нет реальности Таинства, они не знают, что бы ещё придумать"...

Вот так человек собственное невежество, усугубленное невежеством некоторых армян, трансформировал в "армянские ересь, глупость и бездуховность". Пришлось ему объяснять его жестокое недоразумение. Но чтобы не было подобных недоразумений с читателями моих блогов, предлагаю им узнать о матахе все из моей статьи.
__________


Матах (арм. Մատաղ, от Մատուցանել աղ, буквально «поднести соль») — обряд благотворительной трапезы, заключающийся в освящении соли и приготовлении с нею мяса животного. Матах является одной из обрядовых традиций верующих Армянской Апостольской Церкви и имеет смысл благотворительного пожертвования, принесения дара Богу в виде оказания милости бедным.

Традиция Матаха возводится к словам Господа Иисуса Христа:

«...когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лук.14:12-14)

Матах совершается по разным поводам, чаще как благодарность Богу за милость или с просьбой о помощи. Чаще всего Матах исполняется как обет за благополучный исход чего-либо, например возвращения из армии сына или выздоровления от тяжелой болезни члена семьи, а также творится как ходатайство за упокой. Однако и принято делать Матах в виде общественной трапезы членов прихода в период больших церковных праздников или в связи с освящением церкви. По большому счету, Матах не является именно церковным ритуалом или обрядом. Тем более это не Таинство. Это одна из поощряемых Церковью традиций народного благочестия.

История появления традиции


Традиция Матаха, как благотворительной или праздничной трапезы, появилась еще во времена принятия Христианства в Армении как государственной религии в 301 году. Предание Армянской Апостольской Церкви сообщает, что перед Церковью первой в мире христианской страны стал вопрос об использовании животных, прежде специально выращиваемых для принесения жертв в языческих храмах. Поскольку Жертвой Господа Иисуса Христа были устранены жертвоприношения животных, то Святой Григорий Просветитель предложил использовать животных для жертвы милости. Теперь христианин мог сделать жертву не кровью животного, а виде благотворительности, раздав мясо бедным.

Известно также, что по случаю победы в битве с гуннами царь Трдат Великий со всем своим окружением во главе со Святым Григорием Просветителем в церкви Святого Иоанна Предтечи в Тароне в благодарность Богу совершил Матах, заколов множество животных устроил трапезу для народа. Таким образом, в Армянской Церкви установился обычай, не только частным образом жертвовать животных в пищу нуждающимся, но и устраивать общественные трапезы в дни больших праздников, в связи с освящением церквей, хачкаров и других событий.

 

Способ проведения Матаха


Участие в обряде священника ограничено исключительно освящением соли, с которой приготовляется Матах. Благотворитель приносит соль в церковь, где священник освящает ее особым чином, который, собственно, и называется "Матах" (Поднести соль). Животное приводить в церковь категорически запрещено, а потому оно режется благотворителем дома. Животное режется без всяких религиозных ритуалов, без каких-либо манипуляций с кровью или частями туши, как если бы просто забивалось животное в пищу. Единственное отличие в том, что перед забоем животному дают поесть немного освященной соли, чтобы мясо стало ритуально чистым и освященным. С этой же освященной солью мясо варится в воде.


Кормление ягненка освященной солью

По традиции для Матаха закалывают животное мужского пола — бычка, барана, петуха или голубя. Сваренное в воде мясо раздают бедным (в обычных условиях это просто соседи), или устраивают трапезу у себя, причем мясо не должно оставаться на следующий день. Так мясо бычка раздают в 40 домов, барана — в 7 домов, петуха — в 3 дома, голубя — в 1 дом. Однако, среди большинства современных армян утеряна традиция употребления в пищу мяса голубя, что сказалось и на Матахе. Сложилась новая народная традиция символического "матаха" с голубем, когда живую птицу выпускают на волю.

* По большому счету, такое "красивое действо" Матахом, в подлинном его смысле, как благотворительного пожертвования бедным, уже не является. Потраченные на голубя средства жертвователя никак не помогают бедным, но просто отдаются продавцу голубей, которые будучи выпущенными на волю все равно возвращаются к тому же продавцу, делающему на этой народной традиции малозатратный бизнес. Поэтому, Церковью рекомендуется жертвователям вместо этого отдать те небольшие, не потраченные на голубя деньги непосредственно нуждающемуся человеку.

Кроме этого, Матах прямо может подразумевать пожертвование денег, любых других продуктов и даже одежды. Такой Матах особенно актуален в дни постов, поскольку в это время нельзя есть мясо, но еще большее внимание нужно уделять благотворительности и делам милосердия.

Матах и "жертвоприношение животного"


В связи с тем, что Матах, как народно-религиозная традиция, предполагает забой животных, почитаемых еще с Ветхого Завета как "ритуально чистых", людьми не знающими подлинного смысла этого действа он может ошибочно восприниматься как ритуальное жертвоприношение животного, подобное ветхозаветному или даже языческому. Такое неправильное понимание Матаха присуще разного рода псевдобиблейским сектантам, ищущим повод для критики в адрес Армянской Апостольской Церкви. Кроме этого, такая критика может исходить и от представителей иных Ортодоксальных Церквей, не имеющих такой традиции.

Основная претензия к неправильно понятому Матаху состоит в том, что в Христианстве нет и не может быть кровавых жертвоприношений, поскольку Иисус Христос на Кресте уже принес за грехи людей последнюю и окончательную Жертву. И если бы Матах действительно был ритуальным жертвоприношением животного, то такая критика была бы совершенно справедливой. Человек считающий себя христианином, но подменяющий Кровь и Плоть Христову кровью и плотью барана или петуха безусловно профанирует Жертву Христову и не может иметь благословения Божьего, на которое рассчитывает принося такую "жертву".


"Жертвенный" петух у входа в церковь

Однако, неверное представление о Матахе, как о кровавой жертве животного, присуще не только сектантам и представителям других церковных традиций, но присуще и многим неворцерковленным армянам, исключительно по национальному признаку относящим себя к Армянской Апостольской Церкви. Проблема усугубляется еще и тяжелым атеистическим советским прошлым. Люди в детстве крещенные, но не воспитанные в традициях Церкви, никогда не бывшие на Божественной Литургии, не представляющие что такое Причастие Крови и Плоти Христовых, искренне полагают, что Матах является именно кровавой ритуальной жертвой и самым главным, обладающим невероятным сакральным значением обрядом в Христианстве.

Кроме этого, само проведение обряда "жертвоприношения" у таких людей наполнено действиями порожденными откровенно языческой фантазией и заимствованиями из других религий, в частности из Ислама. Естественно, что священнику в таком "матахе" нет места. Ни о каком освящении соли речь обычно не ведется. Согласно таким "народным" понятиям, животное непременно нужно привезти к церкви, причем, чем древнее церковь, тем лучше. Идеальный вариант - заброшенная часовня в горах, где не только не мешают "ничего не понимающие попы", но и можно на лоне природы устроить самим себе же трапезу в виде обычного веселого пикника. Никаких молитв, хотя бы "Отче наш" в этом мероприятии не предусмотрено.

Наличие здания церкви или часовни в таком языческом "матахе" обязательно потому, что, по убеждению таких "христиан", животное нужно обвести (обнести) семь раз вокруг храма. Без этого "матах" им представляется либо не настоящим, либо не совсем полноценным. Другой, еще более экзотической традицией связанной с таким псевдохристианским жертвоприношением, является отрезание уха (гребешка) у еще не закланного животного, обмазывание себе лбов кровью с последующим засовыванием отрезанного уха в расщелину между камнями стены церкви. По современной традиции еще принято делать групповую фотографию с вымазанными кровью лбами и животным в центре композиции. После чего уже "приносится в жертву" животное.

Аналоги Матаха в других христианских традициях


Подобный армянскому Матаху обряд существует и в Грузинской Православной Церкви, которая относится к числу Православных Церквей византийской традиции, но до VII века была тесно связанной с ААЦ и обрядово, и догматически, и иерархически. Вступив в Унию с Константинополем и приняв Халкидонизм, грузины изменили свое богословие, но сохранили большинство традиций, некогда связывавших их с армянами. У грузин обряд за более чем тысячелетия отделения от ААЦ изменился, но остался  востребованным народом ритуалом. Проводят его гораздо масштабнее чем в Армении и связывают с днем святого Георгия (23 ноября и 6 мая). Поэтому это мероприятие у грузин называется Гиоргоба.

На отведенном месте для закалывания жертвы около церквей собирается множество народа, где в один день закалывается неимоверное количество животных, из-за чего этот грузинский праздник является одним из самых кровавых религиозных праздников в современном мире. Георгоба утратил смысл благотворительной трапезы, но представляет собой трапезу на лоне природы группы самих совершителей праздничного обряда, с обильными винными возлияниями.

Сам процесс закалывания животного понимается народом именно как жертвоприношение, подобное языческому. Животное обводят вокруг храма три раза. Закалывает животное не жертвователь, а профессиональный распределитель, для которого это занятие является  пожизненным промыслом. Перед закалыванием он становится лицом к востоку, зажигает свечу, опаливает шерсть на лбу или правом боку барана, наполняет жертвенный кубок вином или чачей и молится. В начале обращается к Господу, со словами хвалы и возвеличения, и в том числе читает молитвы о прощении за свершенные грехи.


Жертвенный ягненок обводится вокруг церкви на Георгоба в Гори

Практикуется Матах и у удин, которые являются единственным сохранившимся христианским этносом со времен древней Кавказской Алвании. Алванская Церковь, как и Грузинская, была в каноническом единстве с ААЦ, исповедуя с ней единую веру и имея общие обрядовые традиции. Алванский католикосат в связи с почти полной ассимиляцией алванцев-христиан среди армян, уже в начале второго тысячелетия считался автономным католикосатом ААЦ, а в XIX веке и вовсе был упразднен, с подчинением его епархиальных епископов католикосу Всех Армян. В связи с Карабахским конфликтом, современные удины, проживающие анклавом в Азербайджане, при сохранении христианской самоидентификации оказались в вынужденной изоляции от Армянской Церкви (что касается удин вне Азербайджана, будь то в Армении или в других странах, они там духовно окормляются Армянской Церковью, или имеют возможность окормляться ею при наличии приходов ААЦ в диаспоре). По причине духовной изоляции удин в Азербайджане окормление над ними вознамерилась взять на себя Русская Православная Церковь с ее Бакинской епархией. Свершится присоединение азербайджанских удин к РПЦ или нет, не известно, но это может создать любопытный прецедент - в РПЦ будут верующие, проводящие матах. 


Болгарский Курбан

В целом, подобные обряды, в том или ином виде, широко распространены среди восточных народов, относящихся к греко-византийской церковной традиции. Есть они и среди некоторых групп греков. Но наиболее активны, в обряде напоминающем армянский Матах в виде праздничных церковных трапез, болгары. У них это называется, на восточный лад, Курбаном. Естественно, что за якобы "языческую традицию" и болгарам достается критики от тех их "православных" единоверцев, которые не имеют подобного обряда.