Помни день Господень

   Ter Abgar Keledjian

Перед тем как запланировать свой воскресный отдых Не Забудь поблагодарить Господа за то что ты есть... В 11-00 Божественная Литургия.
__________


Заповедь четвертая: Помни день покоя (шабат), чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — покой (шабат) Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день покоя (шабат) и освятил его.

Обычно переводимое как "суббота" еврейское слово "шабат" (שבת), производится от слова "шевет" — "сидеть", которое на иврите пишется аналогично (שבת), и буквально означает "покой", "праздность". Соблюдать субботу означает не работать, быть праздным, таким образом русской калькой "шабата" является "праздник". Украинской и в целом восточно-славянской калькой "шабата" является слово "неделя" (от "не делать"), которым обозначается вовсе не семь дней календаря, как в современном русском языке, а воскресный день.

Правильное понимание шабата, как дня покоя от дел и посвящения его Господу, объясняет то, почему христиане не привязывают этот день к календарной субботе, почитаемой в иудаизме. Т.н. "субботствующие" псевдохристианские секты, и, прежде всего, секта адвентистов седьмого дня, пытаются строить свою "истинность" именно на привязке к календарной субботе. Но в этом их заблуждение. Бог не привязывает Заповедь о шабате к календарю, но говорит лишь об одном из семи дней.

Дело вовсе не в том, что "христиане перенесли субботу на воскресение". Такое представление глубоко ошибочно. Для христиан суббота остается субботой, потому этот календарный день недели остается праздничным в память о ветхозаветной субботе. Воскресение же — другой праздничный день, который, как это явствует из названия дня, посвящается Воскресению Христову. Именно поэтому в христианской цивилизации два выходных дня, и богослужения проводятся как в субботу, так и в воскресение. Но Воскресение Господа, конечно же главный праздник в недельном календаре христиан.

И все же Заповедь о шабате, как о дне отдыха не может быть привязана к конкретному дню недели. Древнее общество иудеев с их примитивным народным хозяйством вполне могло привязать Заповедь о покое к одному из дней в недельном календаре. Но в современном индустриальном мире такое понимание Заповеди просто не исполнимо, что понимают сами иудеи. Есть сферы жизнедеятельности современного общества и сложные производства с непрерывным циклом, которые нельзя остановить.

Например, график работы христианина-металлурга может выпасть и периодически выпадает как на субботу, так и на воскресение. Поэтому, он не может быть признан нарушителем Заповеди Божьей. Просто для него лично день отдыха смещается на его же выходной. Он поступит по Заповеди, если шесть (или пять) дней проработав, седьмой посвятит Господу. В этом смысле христианство не создает проблем для верующих, вынуждая их разрываться между верой и жизненными реалиями. Таким образом, можно принять как правило — твой день покоя (шабат) тогда, когда у тебя выходной.

Иудейские же фундаменталисты лукавят с привязкой к субботе, формально соблюдая шабат, но сами пользуются плодами трудов тех, кто вынужден работать в календарные выходные. Они не возражают, чтоб прямо или косвенно на них работали христиане, малорелигиозные или нерелигиозные иудеи. Но именно этим иудейские фундаменталисты нарушают Заповедь Божью, которая запрещает в шабат использовать труд даже рабов и животных. Но если иудеи хотя бы исполняют все внешние требования шабата, то адвентисты седьмого дня и прочие "субботствующие" сектанты прямо игнорируют все ветхозаветные нормы шабата.

Ну, и как итог всему выше сказанному:

1. Для христианина святы и праздничны и суббота, и воскресение, но воскресение важнее.

2. День покоя (шабат) дается Богом и для того, чтоб человек забыв на день о своих заботах вспомнил о Нем в молитве и мог участвовать в богослужении в собрание верных.

3. Христианин хоть каждый день может посещать храм и принимать участие в служении, сочетая это со своей основной работой. Но должен быть по Заповеди один день, который есть день Господний.

4. Нарушает Четвертую Заповедь тот христианин, кто не посвящает своего выходного дня Господу, и даже в воскресение заботится не о душе, а о мамоне. Тот, кто игнорируя богослужение и молитву в собрании христиан идет "зарабатывать еще", потому как "ему не хватает", прямо грешит против Бога, и конечно же не получит Божьей помощи в жизни. Никто не стал и не станет богатым, работая в день, когда нужно было приобщится Богу. Зато мы на примере иудеев можем видеть, как могут быть богаты те, кто даже не будучи христианами, свято соблюдает Заповеди.