Живая мораль настоящего

Немножко политически-этнического. Думаю это не сильно противоречит тематике блога.
__________


Последние два дня я провёл слушая, думая и говоря о Ване. Фонд Гранта Динка организовал конференцию, которая была посвящена проблеме армянского историко-культурного наследия в этой части Турции. Участниками конференции были самые разные люди: армяне, курды, турки, другие - все ученые, все умные, все в разной степени политизированные, за исключением одного, самого старого участника, который был слишком стар и слишком мудр для того, чтобы думать о политике. Старейшину заботили вопросы морали - и не эфемерной морали в оценках больного прошлого, а живой морали настоящего, того, как и чем живут живущие сейчас. Правда, я боюсь, что голос этого одного человека утонул во множестве других голосов, чего-то требующих, или против чего-то протестующих, вечно недовольных какой-то силой, которая мешает им быть счастливыми...

Я спросил важнейшего человека в константинопольской армянской диаспоре о том, думают ли они о репатриации в Армению. Ответ, который я получил, поразил меня. "Ты что? Сейчас, когда, благодаря смерти Гранта Динка, у нас, наконец, появилась возможность говорить открыто, когда мы можем вновь заявить о себе - зачем нам куда-то ехать? Мы в своей стране, у себя на родине, и никуда ехать не собираемся!". Мне показалось, что мой вопрос чуть ли не оскорбил человека, которому я его задал.

Стамбульцы такие стамбульцы... Мне говорят: о, ты из Тифлиса, это же исторический армянский культурный центр, в Тифлисе нужно развивать армянское образование, возрождать армянскую культуру... Говорят так, как-будто армянская культура - это обязательно лишь диаспоральное явление, как будто она только и может существовать в состоянии угнетения со стороны какой-либо внешней силы, и ее обязательно нужно "возрождать", "развивать"... Большие имена из диаспоры - исследователи армянских вопросов, с армянскими лицами и именами - все, я уверен, хорошие люди - но зачем им это насильное армянство? Ладно бы они были верующими людьми - тогда они говорили бы, что освящают Имя, сохраняя веру - но они все атеисты и все полумарксисты! Мне кажется, армянство для них - это груз, который они несут потому, что он отпечатан на их лицах и в их ДНК, но это именно тяжелый ненужный груз; его и бросить невозможно, но быть нормальными американцами, французами, еще кем-то этот груз очень сильно мешает. Так и живут, ни туда, ни сюда - но на самом деле, конечно же, туда.

И вот, геноцид... Перед современным армянством стоит проблема Арцаха. Какой ещё другой геноцид нужен нашему сообществу? Ту, прежнюю войну, мы проиграли - мы и не могли её выиграть, против нас воевала Османская империя с одной стороны, курдские племена с другой, Россия оказалась паршивым союзником с третьей, в общем - всё как в той самой песне. Но сейчас новый фронт, война не окончена, наши ребята гибнут прямо сегодня, на границе стрельба - а эти великолепные ученые заняты геноцидом, которого могло и не быть, если бы их деды тогда воевали так, как воюют арцахские ребята сейчас. Когда ты не защитил свою страну, не дал хороших тумаков напавшему врагу, не обезопасил себя - а чего ещё ожидать, если не геноцида? А для чего ещё османы завоёвывали Армению - чтобы в ней жили и процветали армяне? Конечно же нет, страну завоевали, чтобы очистить её от чужих, и сделать своей. Странно, что с армянами цереминились целых пятьсот лет - видимо, как-то использовали, а армяне и рады были быть использованными. Горе побежденным.

Но весь прикол в том, что ни черта мы не побеждены. Да, мы понесли страшные потери, эта бесконечная война нас измотала, но всё-таки какая-то отдельная Армения существует, и не просто существует, а потихоньку восстанавливает свою обороноспособность, жизнеспособность, возможность существовать дальше. У нас появилась экономика, хреновая - но она есть, и она лучше, чем во многих странах мира, у множества государств нет и такого. У нас есть перспективы развития - мы не самый бездарный народ в мире, и умеем создавать ценности, в том числе и материальные. Один европеец, который принял меня за грузина, говорил мне - о, Тбилиси, вы, тбилисцы, утонченные и вежливые, такие культурные, а армяне - они грубые, наглые, они смотрят на тебя лишь с целью что-то от тебя урвать, и больше их ничего не интересует!

Наглые, думаю, грубые - зато живые. Тех, что были утонченными и культурными, утонченно и культурно пустили под ятаган. У нас множество проблем в обществе, и огромнейшие моральные проблемы, которые меня возмущают до глубины души - но, во-первых, брать уроки морали у человека, чей отец гнал других людей в печи концлагерей - ну его к черту. Одно дело, когда человек сам скромен, но другое - когда ему все должны, и не удовлетворяют, видите ли, параметрам европейскости. А во-вторых - да, правда, менталитет наглой деревенщины в Армении страшно раздражает - но лучше так, чем никак. Тем более, что такого становится меньше. Со временем все армяне станут изысканными горожанами с тремя высшими образованиями, но со временем - а сейчас это время нам покупают на границе как раз такие "деревенщины", дай Бог им сили здоровья.

Диаспора страшно богата самыми разными благами, но _совершенно_ мертва - и это очевидно. Армения бедна, скудна, всё ещё беззаконна - но жива, и будет жить. Правда, чтобы жить, нужно оживотворить нашу мораль - иначе и Армения сгинет так, что никто не заметит потери. Какие-то шаги в этом направлении делаются, и я верю в то, что наша история ещё продолжится, но в этом аспекте мой оптимизм очень-очень сдержан. Мы нуждаемся в очищении, в отвержении зла, и в принятии добродетели и праведности в качестве критериев нормального поведения на уровне общества и нации. Только это утвердит надежду в нас, и поможет поверить остальным...

И ещё один важный вывод с конференции: у нас есть друзья. Искренние, честные и верные. Друзья среди представителей других народов - голландцев, турков, ассирийцев, евреев, русских, украинцев, поляков. Мы должны ценить, беречь и хранить эту дружбу. Это не обязательно люди, которые нас хвалят - скорее наоборот, они часто нас критикуют, и критикуют справедливо. Но это люди, которые желают нам жизни, и желают нам исправления и добра - и мы всегда должны быть открыты, чтобы слышать их, понимать, и общаться с ними... А если им станет тяжко - они должны знать, что им всегда найдется место рядом с нами, где бы мы ни были.