Мнение Армянской Церкви о Filioque

Киракос Гандзакеци (Կիրակոս Գանձակեցի, около 1203—1271), армянский историк

Краткая история периода, прошедшего со времени святого Григора до последних дней, изложенная Вардапетом Киракосом в прославленной обители Гетик.

Глава 50.

"О споре, возникшем между христианами о Святом Духе Божьем; о том, как следует говорить: только «от Отца» или «от Отца и Сына».

Спор этот между христианами подняли римляне, ибо папа римский [папа Иннокентий IV (1243—1254)] написал великому армянскому католикосу владыке Константину [католикос ААЦ Константин I (1221—1267)], восседавшему в то время в крепости Ромейской (так как там находился престол святого Григора со времени Григора и Нерсеса — двух святых братьев, происходивших из династии Аршакидов [католикосы ААЦ Григор III Пахлавуни (1113—1166) и Нерсес Шнорали (1166—1173)], мужей ученых и ревностно служивших Божьей вере), дескать: «Как вы исповедуете Всесвятого Духа Божьего, исходящим и появившимся только от Отца или от Отца и Сына? Поскольку римляне так исповедуют: «от Отца и Сына». То же самое они написали и армянскому царю Хетуму [царь Киликийской Армении Хетум I (1226—1270)] и потребовали ответа.

И те собрали в городе Сисе, что в Киликии, мудрецов своей страны из армян, греков, сирийцев и иных христианских народов, которых только нашли. Греки сказали: «только от Отца», а некоторые из сирийцев — иначе. [Участники] собора — армяне написали в Восточные области — в Великую Армению ученому вардапету Ванакану (ибо в то время он был весьма известен), и вардапету Вардану, и Иовсепу, и другим, чтоб узнать, что они скажут, и тогда только ответить римлянам.

И те, разобравшись в Священном Писании, творениях апостолов и пророков и святых Учителей Церкви, очистивших Церковь от раскольников, [увидели], что оба толкования используются по надобности и что исповедание римлян верно, а все Священное Писание полно подобными толкованиями".

Глава 52.

"Иоанн Златоуст: «Корень, растение и побег». Павел говорит: «Отец — сущность, Сын — образ, Отец — свет, Сын — луч». Афанасий называет Сына образом Отца, а Дух — [образом] Сына, т. е. и Отца и Сына".

"Дух не называется ни Отцом, ни Сыном; Сын от Отца и Дух от Отца и Сына. Отец — корень, Сын — растение, Дух — побег от корня, от растения".

"Сын от Отца и Дух от Них, говорит святой Епифаний, Сын исходит от Отца, а Дух исходит от Отца и Сына. Сын соделан Отцом, точно так же и Дух соделан Сыном".

"Говорится, что Дух изошел из Отца и Сына, ибо нет у Него Лица Отца и Лица Сына, а есть лишь Его духовное Лицо. Эти три имени — единый признак трех Лиц, и не выше Один Другого, и не ниже Один Другого, а все Они равны Друг Другу во всем. Не три образа единого естества — может быть, кто-либо так подумает, — а образ трех Лиц в одном естестве: некий Отец, ибо не от другого отца Он, и некий Сын, ибо Он от Отца, и некий Дух, ибо Он от Отца и от Сына. Отец называется нерожденным, ибо Он не произошел ни от кого; и Сын рожденный, ибо Он произошел от Отца; Дух не называется ни сыном, ни рожденным, дабы не казалось, что это два брата, не является близнецом Сына, и дабы не казался дочерью, и не говорится «от Сына лишь», дабы не считали Его внуком [Отца]".

"Единство сущности Бога и разделение Лиц не рассматривай по образу вещественному, дабы не обольщаться; Дух, если скажешь, что Он исходит и происходит от одного лишь Отца, то Дух этот бессмысленный; а если скажешь — от одного лишь Сына, то это иное начало; а если скажешь — от Отца и Сына, это верно, так это и есть".

"Итак, Дух от Отца и от Сына, и не то, чтобы Ему не хватало чего-либо или же был Он отсечен от Них. Полный, совершенный Бог — Отец, полный, совершенный Бог — Сын, полный, совершенный Бог — Дух Святой: одно совершенное божество в трех Лицах, равных во всем. Таково исповедание ортодоксальной Церкви".

_________________________________


К этому сообщению Киракоса Гандзакеци нужно дать пояснение, что при всем таком положительном описании триадологии Филиокве армянскими богословами, Армянская Церковь все же не содержит этой доктрины. Здесь речь не о триадологии Армянской Церкви, а  о критическом исследовании армянских богословов триадологии Римской Церкви.

Во времена Киликийского Армянского Царства, между Римом и ААЦ сложились относительно добрые отношения, и, естественно, Рим хотел унии. Поэтому папы все время предлагали принять ту или иную римскую богословскую доктрину или обрядовую практику. Армянские киликийские цари были бы не прочь, если уния давала политических выгод.

Но мнение царей редко совпадало с мнением Церкви. Лишь некоторые из католикосов выражали готовность на объединение с Римом, да и то требовали равноправия, а не тупого подчинения, с принятием того, что по мнению ААЦ неправильно. Так возникла потребность исследовать триадологию Филиоке на предмет ее православности.

То, что армянские иерархи во главе с католикосом могли порешать в Киликии, не имело в целом для Армянской Церкви никакого значения. Киликия - это небольшой островок армянской государственности на чужбине. Полнота Армянской Церкви и главные богословские умы пребывали в исконной Армении, которая не зависела от кликийских царей и их желаний.

Поэтому, вопрос о православности или еретичности Филиокве был переадресован кликийцами богословам Армении. Филиокве могло быть принято полнотой Армянской Церкви лишь в том случае, если бы свое добро дали бы как минимум богословские школы Санаина и Татева, с последующим утверждением этого на соборе.

Но. Армянские богословы, исследовав вопрос, вынесли то суждение, что доктрина Филиокве в общем и в целом не еретична, поскольку имеет множество обоснований в Писании и трудах отцов, однако наличие некоторых контрдоводов и нетрадиционность такой доктрины для ААЦ не позволяют принять это римское учение, как учение ААЦ.

Поэтому, окончательный вердикт для всей Армянской Церкви - мы не осуждаем доктрину Филиокве, и даже считаем уместным ее использование в Римской Церкви, но для себя такого учения не принимаем. Т.е., в ААЦ как до того не было веры в "от Отца и Сына", так и нет до сих пор. Впрочем, в Символе веры ААЦ про исхождение Духа вообще не сказано ничего.