Недоразумение с Сурб Хачем

Сегодня с божественной Литургией отпраздновали Хачверац, который в народе называют просто Сурб Хач (Святой Крест). И вот какая проблемка в связи с этим вскрылась среди наших армян, которые, живя вне Армении, отождествляют этот праздник с Крестовозвижением, празднуемым в РПЦ 14 сентября, т.е. примерно в это же время, в которое мы празднуем Хачверац. Люди путают разные праздники посвященные Святому Кресту. Поэтому, нахожу уместным рассказать о том, что по минимуму нужно знать верующему армянину о праздниках Святого Креста, которых в ААЦ, аж четыре. Но сначала о календаре ААЦ.

Как, наверное, знают все верующие ААЦ, у нас свой календарь праздников, которые по дате (разве что кроме Пасхи и всему, что к ней привязано), не совпадают с датами праздников других традиционных Церквей. Более того, большая часть праздников привязывается не к конкретной дате, а ко дню недели, ближайшему к той или иной дате. В постные дни (среда, пятница) праздников не бывает вообще. В будни отмечаются дни святых. В субботу отмечаются несколько более значимые праздники. Господние же и все наиболее важные церковные праздники всегда отмечаются в воскресение и никогда не выпадают на будние, и уж тем более на постные дни. Так вот, праздники посвященные Кресту всегда отмечаются в воскресение:

Хачверац (Возвращение Креста), празднуемый сегодня в ААЦ, посвящен освобождению императором Ираклием и возврату Святого Креста из персидского пленения в 628 году. Возвращение Креста является главным в ряду других праздников посвященных Кресту, и относится к так называемым тахавар тонер - пяти главным церковным праздникам ААЦ, среди которых Богоявление (Рождество и Крещение), Пасха (Воскресение Господа), Преображение, Успение Богородицы и, наконец, Хачверац. Этот праздник отмечается в ближайшее к 14 сентября воскресение (в период с 11 по 17 сентября), из-за чего он и отождествляется несведущими с греко-православным праздником Воздвижения Креста.

Гютхач (Обретение Креста). Отмечается в воспоминание Обретения Креста Господнего в Иерусалиме императрицей Еленой в двадцатые годы 4-го века. Именно этот праздник известен в РПЦ как обретение и последующее Воздвижение Креста, который отмечается 14 сентября. Однако Армянская Церковь празднует Обретение Креста царицей Еленой в ближайшее к 26 октября воскресенье (между 23 и 29 октября). К этому всему нужно добавить, что греко-православные и римо-католики к празднику обретения и Воздвижения Креста присоединяют и воспоминание о Возвращении Креста Господнего из персидского плена, т.е. празднуют двойной праздник. Но все же Воздвижение, т.е. обретение Креста для них является главным событием праздника, а Возвращение из плена, судя по всему, воспринимается как позднее и не столь важное приложение к основному празднику.

Еревумн Сурб Хачи (Видение Святого Креста) празднуется в воспоминание события явления Знамения Креста в небе над Иерусалимом 19 мая 351 года. В отличие от праздников Обретения и Возвращения Святого Креста, которые так или иначе отмечаются всеми традиционными Церквями, Видение Святого Креста отмечается только Восточными Церквями. Греко-православные отмечают его 7 мая, а Армянская Церковь в 5-е воскресенье после Пасхи (между 19 апреля и 23 мая).

Варага Сурб Хач (Святой Крест Варага) является праздником исключительно армянским и посвящен событию обретения в 653 году через Знамение частицы Святого Креста спрятанного в более древние времена в пещере горы Варага. Праздник установлен католикосом Нерсесом III (641 - 661), и отмечается в ближайшее к 28 сентября воскресенье (между 25 сентября и 1 октября).


Конечно, крайне любопытен факт совпадения по дате двух, в общем-то разных конфессиональных праздников посвященных Святому Кресту. Наверное не обошлось тут без какого-то древнего подвоха, возникшего в силу конфессиональной разобщенности. Могу предположить, что (как это было некогда с Богоявлением, т.е. Рождеством и Крещением Господним) в единой при императоре Ираклии Вселенской Церкви традиция посвященных Кресту праздников была повсеместно одинаковая, но позже одна из сторон что-то изменила в своем календаре праздников. Варианта тут два - либо был некогда единый праздник Креста, включавший в себя и то и это исторические события и праздновались они всеми 14 сентября, но потом ААЦ разделила его на два отдельных праздника, оставив на старой дате как главный праздник Возвращение Креста, а Обретение перенеся на октябрь. Либо византийцы слили два разных праздника в один, чтоб "не распыляться", при этом имея свой приоритет в важности вспоминаемого события. Не знаю, кому как, но вторая версия мне кажется менее вероятной, потому что если до Ираклия все отмечали Обретение Креста 14 сентября (или около этого), то было бы странно, чтоб ААЦ развела празднуемые события именно так, закрепив за старой датой не то событие. Ну да ладно.... гадать не будем, как оно там было. Но, знать, как оно сейчас и здесь, нужно. Всех с праздником!