Сегодня с божественной Литургией отпраздновали Хачверац, который в народе называют просто Сурб Хач (Святой Крест). И вот какая проблемка в связи с этим вскрылась среди наших армян, которые, живя вне Армении, отождествляют этот праздник с Крестовозвижением, празднуемым в РПЦ 14 сентября, т.е. примерно в это же время, в которое мы празднуем Хачверац. Люди путают разные праздники посвященные Святому Кресту. Поэтому, нахожу уместным рассказать о том, что по минимуму нужно знать верующему армянину о праздниках Святого Креста, которых в ААЦ, аж четыре. Но сначала о календаре ААЦ.
Как, наверное, знают все верующие ААЦ, у нас свой календарь праздников, которые по дате (разве что кроме Пасхи и всему, что к ней привязано), не совпадают с датами праздников других традиционных Церквей. Более того, большая часть праздников привязывается не к конкретной дате, а ко дню недели, ближайшему к той или иной дате. В постные дни (среда, пятница) праздников не бывает вообще. В будни отмечаются дни святых. В субботу отмечаются несколько более значимые праздники. Господние же и все наиболее важные церковные праздники всегда отмечаются в воскресение и никогда не выпадают на будние, и уж тем более на постные дни. Так вот, праздники посвященные Кресту всегда отмечаются в воскресение:
Хачверац (Возвращение Креста), празднуемый сегодня в ААЦ, посвящен освобождению императором Ираклием и возврату Святого Креста из персидского пленения в 628 году. Возвращение Креста является главным в ряду других праздников посвященных Кресту, и относится к так называемым тахавар тонер - пяти главным церковным праздникам ААЦ, среди которых Богоявление (Рождество и Крещение), Пасха (Воскресение Господа), Преображение, Успение Богородицы и, наконец, Хачверац. Этот праздник отмечается в ближайшее к 14 сентября воскресение (в период с 11 по 17 сентября), из-за чего он и отождествляется несведущими с греко-православным праздником Воздвижения Креста.
Гютхач (Обретение Креста). Отмечается в воспоминание Обретения Креста Господнего в Иерусалиме императрицей Еленой в двадцатые годы 4-го века. Именно этот праздник известен в РПЦ как обретение и последующее Воздвижение Креста, который отмечается 14 сентября. Однако Армянская Церковь празднует Обретение Креста царицей Еленой в ближайшее к 26 октября воскресенье (между 23 и 29 октября). К этому всему нужно добавить, что греко-православные и римо-католики к празднику обретения и Воздвижения Креста присоединяют и воспоминание о Возвращении Креста Господнего из персидского плена, т.е. празднуют двойной праздник. Но все же Воздвижение, т.е. обретение Креста для них является главным событием праздника, а Возвращение из плена, судя по всему, воспринимается как позднее и не столь важное приложение к основному празднику.
Еревумн Сурб Хачи (Видение Святого Креста) празднуется в воспоминание события явления Знамения Креста в небе над Иерусалимом 19 мая 351 года. В отличие от праздников Обретения и Возвращения Святого Креста, которые так или иначе отмечаются всеми традиционными Церквями, Видение Святого Креста отмечается только Восточными Церквями. Греко-православные отмечают его 7 мая, а Армянская Церковь в 5-е воскресенье после Пасхи (между 19 апреля и 23 мая).
Варага Сурб Хач (Святой Крест Варага) является праздником исключительно армянским и посвящен событию обретения в 653 году через Знамение частицы Святого Креста спрятанного в более древние времена в пещере горы Варага. Праздник установлен католикосом Нерсесом III (641 - 661), и отмечается в ближайшее к 28 сентября воскресенье (между 25 сентября и 1 октября).