О статье Самуила Мнацаканова на Богослов.ру. Предисловие

В сети появились слухи, и судя по всему не беспочвенные, что ЖЖ, т.е. livejournal.com скоро будет закрыт. На этом ресурсе у меня осталось много важной и интересной информации, а потому нахожу необходимым перенести ее оттуда на другие площадки, пока они не пропали. Как знают мои читатели, я имею несколько блогов, разделенных по тематике, поэтому, что-то пойдет куда-то, а что-то, что интересно и важно для русскоязычных верующих Армянской Церкви, размещу здесь. И первым делом переношу свои комментарии на статью "православного армянина" Самуила Мнацаканова "К вопросу о допущении к Таинствам в Православной Церкви членов Армянской Апостольской Церкви". 

Этой статье, как и моим комментариям, уже пять лет, но тема по-прежнему актуальная, поскольку адепты религии антиармянской истерии и, в частности, неофитствующие т.н. "православные армяне", которые роют под Церковь "своего" народа никуда не деваются. Что касается самого Самуила Мнацаканова, то после моих этих комментариев он прекратил свою деструктивную "православную" деятельность против ААЦ, и его просто не видно и не слышно. Собственно, после моей критики и его статья размещенная на Богослов.ру не получила признания в "православных" массах. Т.е., цель поставленная мной, а именно - заградить уста носителя неправды и не дать читателям его статьи принять написанное им как правду, достигнута. 

Итак, сами комментарии, из-за своего объема разделенные на несколько отдельных постов:
__________

К вопросу о допущении к Таинствам в Православной Церкви членов Армянской Апостольской Церкви


http://www.bogoslov.ru/text/2749331.html#_ftn2

Предисловие


Как обещал здесь - http://grigor-yan.livejournal.com/143032.html , отвечаю на статью Самуила Мнацаканова по поводу взаимной ААЦ-РПЦшной проблемы причастия верующих. Вот что написано в аннотации к статье на сайте Богослов.ру:
"Внимание автора публикуемой стати приковано к вопросу допустимости или недопустимости участия в Таинствах в православных храмах более двух миллионов армян из Армянской Апостольской Церкви, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви. Для более широкого освещения данной проблемы автор освещает некоторые эпизоды армянской церковной истории VI–VII веков, поскольку именно в этот исторический период был заложен фундамент современных взаимоотношений между Армянской и Православной Церковами".
Саму статью Самуила я целиком тут выкладывать не буду, т.к. мне предстоит ее разбирать и цитировать по частям, давая гораздо более объемные комментарии, чем само комментируемое…, а место на странице ЖЖ, понятное дело, не резиновое. Есть определенные ограничения по объему материала. И без того придется делить ответ на части. Поэтому, кому хочется прочитать статью целиком, прежде чтения моих комментариев, сделайте это на сайте Богослов.ру. В данном же посте, я выставлю что-то вроде предисловия к последующим моим коментариям статьи Самуила Мнацаканова.

Сам я не завсегдатай сайта Богослов.ру, а потому мог и не узнать об этой статье, кабы не наводки. Первая наводка была на форуме Кураева - http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=600843.980#msg7698103 . Автор сего сообщения Михаил Семенов - радикальный, но очень жалобливый ключник, видимо хотел привлечь внимание форумчан к теме недопустимости причастия верующих ААЦ в русских храмах, но, почему-то никого из кураевцев эта тема не заинтересовала и никто не написал в ответ даже слова. Приходится отметить, что при всей на первый взгляд актуальности этой темы, сенсации не произошло. Даже в тех немногочисленных комментариях на самом Богослов.ру, никто кроме Альвиана Тхелидзе, который, как оказалось, является другом Самуила Мнацаканова, не высказал особых восторгов по поводу появления этой статьи. Я ожидал некоторой реакции со стороны верующих ААЦ, но и там почему-то тихо. А между тем, в статье есть такое, о чем можно поговорить, любящим поговорить. Там есть о чем поспорить, любящим поспорить. Там даже есть что узнать, желающим хоть что-то узнать…

Скорее всего, причина такой вялой реакции публики на статью Самуила в том, что она не несет в себе полемического заряда. Автор тут не показал себя ни жестким армянофобом, что понравилось бы ключарям, ни армянофилом, что ключарям совсем бы не понравилось. А между тем, именно ключари создают "православную" массовку в интернете. Самуил вроде бы и говорит против ААЦ, но делает это как-то не выразительно. Да что там говорить, если даже излюбленное псевдоправославными слово "монофизиты" ни разу не прозвучало в статье, и если бы не некий истерический Петр со своими комментариями про то как нужно "присоединять монофизитов", я бы и сам там от скуки уснул ))) Я думаю, Самуилу нужно извлечь урок, и впредь, если будет писать против ААЦ, не отрицать опыт антиармянских грекославцев, и взять за правило после первого же предложения вставлять в статью порцию гневных обличений на "грязных, лживых, безумных и, ясно дело, еретических армян-монофизитов". Уверен, что такая статья соберет всю псевдоправославную шваль со всего русскоязычного интернета, и восславит автора аки выдающегося православного богослова и публициста.

Теперь и о самом авторе статьи. Понятное дело, я, не догадываясь о том, кто он такой, мог сложить о Самуиле Мнацаканове мнение исключительно по написанному им. И первое, что бросилось в глаза, это использование им серьезных армянских источников, по которым можно было уверено заявлять, что в ААЦ было так-то и так-то... Ведь до этого вся антиармянская апология Грекославия держалась исключительно на тупых байках, передающихся из одной ключнической брошюры в другую, от одного псевдобогослова, другому, такому же псевдо.. но уже "историку", а через них от одного форумского ключника целой толпе ключников и гаврасоидов... По факту, статья Самуила - это реальный прорыв в области "православной" критики Армянской Церкви! И я даже подумал, что это переметнувшийся в РПЦ армянин из Армении, который мог быть прежде даже в клире ААЦ и там имел доступ к источникам, среди которых даже епископский требник. Единственное, что меня в этом смущало - "русское" окончание армянской фамилии Мнацаканян. С такими фамилиями обычно живут в русской диаспоре со времен царя Гороха, но никак не в Армении. Даже если некий Жорик Вартанов приезжает жить в Армению из России, то уже при получении армянского паспорта он становится Вартаняном.

Так или иначе, я представил себе Самуила Мнацаканова эдаким опытным и подкованным ренегатом-перебежчиком, который, став "православным" решил полученные в ААЦ знания использовать во зло своему (в прошлом) народу, публично требуя лишить армян диаспоры самой возможности причащения в храмах РПЦ. Понятное дело, что за это я настроился "растереть его в порошок", "не оставить мокрого места" и "разнести клочки по кочкам" ))))) Но! Все оказалось не так масштабно. Как выяснилось теперь, Самуил Мнацаканов – это Самуил Нн (http://vk.com/id8621729), давнишний мой виртуальный знакомец по группе гаврасоидов в Контакте (практически мертвой после моих лечебных сеансов). Он молодой харьковчанин, никогда не бывший в ААЦ и вряд ли умеющий читать по-армянски. И нужно отметить, что из всех тех контактовских "армян-халкидонитов" он едва ли не единственный, кто производил впечатление человека адекватного. По крайней мере, в отличие от таких персонажей как Гаврас-Иоанн Казарян, он не вызывает неприязни и отторжения. Таким образом, мне приходится зарыть топор под мангалом и просто мирно и доброжелательно, насколько это возможно в отношение человека считающего себя "православнее" настоящих армян, прокомментировать его статью.